Апробация здоровьесберегающей и системы ноосферного образования в регионах России.
Ноосферное образование
Ульянова М.В.
Член-корр. РАЕН
Профессор АНИС,
доктор философских наук,
доктор психологических наук.
«Не будет здоровой молодежи – не будет здоровой нации. Не будет здоровой нации – не будет государства. Поэтому задача сохранения и развития здоровья подрастающего поколения средствами системы образования является задачей государствообразующей.»
Демографическая ситуация в России ухудшается с каждым годом, социальная задача воспитания и образования здорового подрастающего поколения, обладающего необходимым уровнем знаний является не просто актуальной, а государствообразующей. Современная жизнь выдвигает серьезные требования к работоспособности человека, что невозможно без хорошего состояния здоровья, к качеству его знаний, наличию навыков и опыта. Малозаселенная территория России больными и плохо образованными людьми становится объектом внешней экспансии и экономической, и территориальной. В виду отсутствия человеческого ресурса необходимого количества и качества, власть неизбежно встанет перед вопросом потери влияния над территориями, а это ведет и к потере государственности. Поэтому внедрение здоровьесберегающих образовательных технологий, становится первоочередной государственной задачей.
В этой связи очень многие руководители системы образования, озабоченныетсложившейся ситуацией в образовании опробуют инновационные, наукоемкие образовательные биотехнологии, которые в той или иной мере могут решать поставленные задачи. Сегодня у специалистов представления о здоровьесберегающих образовательных технологиях не систематизированы.
Очень часто под названием здоровьесберегающих образовательных технологий вводятся в школах несколько мероприятий, направленных на фиксирование состояния здоровья учащихся или использование дополнительных тренажеров для физминуток на переменах или внешкольных занятий. Нередко здоровьесберегающими методиками называют методики активизирующие интерес к учебе. Но так ли это? Изучение более 10 лет результативности различных педагогических подходов: традиционных, развивающих, природосообразных, подвело нас к выводу: эффект здоровьесбережения, а еще лучше эффект развития здоровья (здоровьеразвитие) только тогда дает ожидаемый результат, когда он заложен непосредственно в методике преподавания учебных дисциплин.
Успешность методики оказывается тем выше, чем более она адекватна природе тела, мозга и психики ученика. По степени эффективности образовательные методики и технологии являются весьма различными: одна дает улучшение по одной лишь группе показателей здоровья или интеллектуального развития, другая – по двум или трем группам, третья – задает режим самооздоровления всего организма, так как она оказывается подобной природе ученика. Таким российским now haw является природосообразная образовательная технология «ноосферное образование», которая одновременно обеспечивает, как минимум, эффект здоровьесбережения, а в целом эффект здоровьеразвития при одновременном улучшении и качественных показателей обученности и воспитания учащихся.
Эта образовательная система создана Академиком РАЕН, доктором психологических наук, профессором Н.В. Масловой, которая руководит коллективом единомышленников, развивающих и внедряющих новую образовательную систему более 10 лет в различных регионах России и в ближнем зарубежье. Система доказывает свою эффективность с различными категориями учащихся, от одаренных детей до детей с задержкой умственного развития (с диагнозами олигофрения, аутизм).
Уникальность методики преподавания ноосферного образования, заключается не только в том, что в процессе обучения задействуются все каналы восприятия информации: слух, зрение, тактильные, вкусовые и обонятельные, но и формируется личностно ориентированная система знаний, основанная на опорных учебных образах, несущих структурированную учебную информацию. Особенно важным и ценным является то, что эта методика, не просто учитывает законы развития психики учащихся, а создает ситуацию моделирования самим учеником учебных знаний. Таким образом, учащийся работает с учебной информацией не в режиме информационной загрузки, а в режиме личностного учебного «инсайта».
Ощущения психологического комфорта, творческого поиска, вдохновения и созидательного соревнования организуют деятельность учащихся в учебном процессе. Они получают не просто учебные знания и навыки, но и опыт создания своей интеллектуальной собственности. Практически все ученики в ходе занятий создают свои «рукописные учебники», которыми они очень гордятся и стремятся их сохранить «для своих потомков, чтобы они видели, как их отец учился» (это одна из цитат из отзывов учеников (6 «В» УК 1264 г. Москвы)), обучающихся по данному методу.
Уникальным является также и то, что для достижения эффекта здоровьесбережения и улучшения качества образования достаточно, чтобы хотя бы один предмет из школьной программы, преподавался по методу ноосферного образования. В этом случае, ученики, получив опыт работы в ходе одного предмета, переносят его на остальные. Даже в том случае, если другие учителя не используют эту методику, ученики для личного пользования составляют личные «образные» конспекты. В том же случае, если несколько учителей одновременно ведут преподавание своих предметов по данной методике, то проявляется эффект здоровьеразвития.
Результаты, подтверждающие эффект здоровьесбережения и здоровьеразвитие, находят свое ежегодное подтверждение в работе многих образовательных учреждений: например, в средней школе № 2 г. Лобня Московскойобласти, гимназии № 4 г. Люберцы Московской области, средней школе № 3 пос. Агинское в Бурятии, Ноосферной гимназии в г. Боровск Калужской области и др.
В этих школах вначале частично, а затем углубленно включили в систему преподавания здоровьесберегающую и здоровьеразвивающую (природосообразную)методику ноосферного образования.
Например, в Агинской средней школе № 3 (директор Базарова Ц.Ц.) была создана экспериментальная площадка в 2000-2004 г[1]. После проведения 1 ступени переподготовки 15 учителей предметников стали использовать в своей деятельности биотехнологии ноосферного образования. В 2000-2001 учебном году были составлены две группы (контрольная и отслеживаемая) учеников 5 и 6 классов по 110 человек, которые занимались по одинаковым учебникам и по одинаковой программе, но преподавание в контрольной группе велось традиционным способом, а в отслеживаемой группе по методу ноосферного образования.
Для выявления состояния здоровья учеников на начало учебного года был приглашен независимый специалист, врач из г. Читы, который проводил обследование состояние здоровья по 12 параметрам. В конце сентября в обоих группах состояние здоровья детей практически не отличалось. Обследование детей в конце учебного года (в конце мая) выявило, что в контрольной группе состояние здоровья детей показывает традиционное снижение показателей по каждому параметру до 25 процентов: сказывается авитаминоз, усталость, необходимость перемены места и деятельности.
В отслеживаемой группе результаты показали улучшение показателей практически по каждому параметру от 7 до 15 процентов! Этот результат обосновал достижение эффекта здоровьесбережения и здоровьеразвития предложенной методикой преподавания. Руководитель этих групп филолог Доржиева Д.Б. в защитила кандидатскую диссертацию по биоадекватной методике преподавания в средней школе.
Учителя этой школы прошли полный цикл трехступенчатой переподготовки по 72 часа и получили квалификацию педагогов-психологов. Каждый учитель этой школы осуществляет создание учебных образов для презентации учебного материала на уроках по методу ноосферного образования. Школа подала заявку на присвоение школе статуса «ноосферной» школы.
В марте 2004 года в п. Агинском состоялась межрегиональная научно-практическая конференция «Ноосферное образование: теория и практика» на которой обсуждалось значение освоения ноосферной технологии в аспекте влияния личностного профессионального развития педагога на личностное развитие учащегося. Конференция была организована Комитетом образования администрации Агинского Бурятского автономного округа, Окружным институтом усовершенствования учителей, Агинской окружной гимназией. На конференцию приехали более 300 представителей высшей и средней школы практически из всех округов Бурятии, руководители окружных институтов повышения квалификации работников образования, преподаватели ведущих ВУЗов из Читы, Улан-Удэ и Иркутска.
На базе Агинской окружной гимназии и средней школы № 3 учителями, прошедшими курсы переподготовки по ноосферному образованию, было проведено 20 отрытых уроков и показательных мастер-классов. Проведение мастер-классов сопровождалось психолого-медицинским обследованием психологического состояния каждого ученика, участвующего в мероприятии по четырем уровням мотивации: 1) физическому, 2) эмоциональному, 3) интеллектуальному, 4) нравственному. До начала открытого урока 80 % учащихся были мотивированы на 1 и 2 уровнях (т.е. основу мотивации составляло любопытство и надежда на поощрение), а после окончания урока 70%учеников оказалось мотивировано на 3 и 4 уровнях.
Кроме того, до и после урока у учащихся и учителя были измерены показания состояния работы основных функций: сердечно-сосудистой, дыхательной, желудочно-кишечной. Сравнение показателей позволило сделать вывод об улучшении этих показателей в среднем на 5-7% после проведения урока. Полученные данные улучшения потенциала здоровья фиксировались комиссией с участием ведущих преподавателей и руководителей окружных институтов повышения квалификации работников образования.Важно подчеркнуть, что все открытые уроки и мастер-классы учителями всегда проводятся в аудитории совершенно незнакомых им детей: они встречаются с учащимися впервые. Для общения ребята пишут свои имена на табличках, которые они ставят на свои парты. Тот факт, что, не зная ребят, учитель оказывается способным не просто мотивировать их на более высокий уровень, стабилизировать и даже улучшить состояние их здоровья, является лучшим свидетельством результативности здоровьесберегающих и здоровьеразвивающих биотехнологий ноосферного образования.
В резолюции конференции был отмечен высокий профессионализм учителей, способных давать открытые показательные уроки в незнакомой аудитории учеников. Показатели деятельности Агинской окружной гимназии и средней школы № 3 подтвердили высокую результативность ноосферной биотехнологии. Примером может служить тот факт, что традиционно первое полугодие после перехода учащихся из младшей школы в среднюю школу, характеризуется снижением показателей успеваемости в среднем на 17-20 процентов, а при использовании методики ноосферного образования, этот показатель уменьшается до 10 процентов. Снижение заболеваемости учащихся наблюдается с 25 процентов до 13-15 процентов. На 7 процентов увеличилось количество выпускников, поступивших в ВУЗы, но при этом изменился статус высших учебных заведений, которые были выбраны для поступления. Более 40 процентов выпускников поступили в ведущие ВУЗы в центральных регионах России.
Резолюцией конференции было принято решение об организации на базе этих учебных заведений постоянно действующих семинаров целью распространения методики ноосферного образования и обмена опытом с учителями, работающими в этой методике.
В настоящее время эта работа продолжается с более углубленным освоением учителями предметной специфики. В 2005 г. организовывался семинар по переподготовке учителей в системе ноосферного образования по дисциплине «Введение в управление», 2006 г. по дисциплине «Физика» с приездом авторов биоадекватных учебников.
Подобные примеры инновационной работы образовательных учреждений в регионах России по внедрению системы ноосферного образования, как системы обучения, которая в образовательном процессе обеспечивает оздоровление учащихся, имеются в г. Мариинске и Анжеросуджинске, Санкт-Петербурге, Якутске, Покровске, Лобне, Люберцах, Харькове и Киеве (Украина), Алматы (Казахстан), Лондон (Великобритания). Наиболее полно результаты внедрения ноосферного образования за период 2000-2020 года были представлены на Международных образовательных конгрессах «Образование без границ» и других конференциях, круглых столах и семинарах[2].
Бурное развитие информационных технологий во второй половине прошлого века привело к процессу непрерывного насыщения информационного пространства во всех областях жизни человеческого сообщества, в том числе и в образовании. Это в свою очередь, обусловило значительное увеличение объема информации, которую необходимо представлять учащимся в рамках школьной программы, для того, чтобы они могли успешно социализироваться после окончания школы.
Большая нагрузка ложится не просто на интеллектуальные возможности и способности учащихся, но и, прежде всего, на их психоэмоциональную сферу, на их психофизическое здоровье. Неумение справиться к такой нагрузкой приводит к различному роду срывам и стрессам, когда молодые люди ищут возможности снятия напряжения в психотропных воздействиях лекарственных препаратов, наркотиков или алкоголя. Часто результатом «расслабления» молодежи становятся антисоциальные, агрессивные проявления, несущие разрушения не просто личности, но и её окружению.
Сегодня есть апробированная педагогическая система, способная достойно решать поставленные временем задачи. Необходимо, чтобы не просто учителя-новаторы хотели её использовать в своей практике, нужно, чтобы все взрослое население: власти, специалисты и особенно родители[3], понимали свою ответственность за здоровье своих потомков и не столько на словах, сколько на деле принимали участие во внедрении здоровьесберегающих и здоровьеразвивающих образовательных технологий в деятельность учебных заведений. А наши дети свой выбор делают правильно. Доказательством тому служат их отзывы, которые учителя получают после каждого урока. Один из них, написанный девочкой из Киева, принимавшей участие в мастер-классе по мировой литературе, побуждает задуматься каждого взрослого: «Каждый ребенок имеет право хотя бы один раз в жизни побывать на таком уроке» !
Сделать такие здоровьесберегающие и здоровьеразвивающие уроки ноосферного образования правилом и нормой жизни для наших любимых детей в наших силах. Это прекрасная альтернатива программе развития образования 2030, которая планирует контроль искусственного интеллекта над процессом обучения наших детей.
Нам нужно захотеть сделать наших учеников здоровыми и счастливыми естественными педагогическими методами без внедрения в физиологию и нарушения физической и психической природы человека, без чипирования, использования наноботов, имплантов и улучшения восприятия химическими препаратами.
Тогда наши дети смогут нести здоровье и счастье по жизни дальше, в свой большой взрослый мир, стоить его по своему подобию – экологичным[4], наполненным светом и радостью. Формирование такого поколения, несущего в себе основные созидательные качества личности мы понимаем как одну из главных задач государства.
[1] В Агинской средней школе №3 была организована одна из первых экспериментальных площадок. В последующих статьях мы будем освещать результаты апробации ноосферного образования в различных регионах России и Зарубежья.
[2] Эти данные мы будем освещать в разных формах в последующих статьях, посвященных ноосферному образованию.
[3] Родители становятся основной силой, формирующей социальный запрос на качество и формат образования, которое сформирует качество будущей жизни нашего общества.
[4] Мир, в котором люди смогут жить сообразно природным, естественным законам (первичного творения), а не подчиняться искусственному интеллекту (вторичному творению).