Как привить экологическое мышление подрастающему поколению

Отцы в деле

С бескультурья по отношению к природе начинается бескультурье по отношению к миру в целом

Вообразим ситуацию: трехлетний малыш идет по улице с мамой, доедает печенье и бросает веселую цветную обертку на землю. Все мы не раз становились свидетелями подобных картин, но равнодушно проходили мимо с мыслью: «кто-нибудь уберет, не критично» (хорошо, если такая мысль и минимум тревоги в принципе возникали).

Заглянем в ближайшее будущее: малыш становится взрослым, изменяется внешне, обретает статус полноправного гражданина своей страны. Гражданина с душой потребителя.

«Страшно утрированно, брошенный ребенком фантик ничего не значит, нет гарантии, что из-за этого чадо всю жизнь будет воспринимать мир с позиции “взять как можно больше и ничего не делать”», – скажете вы. Мелочи. Но весь наш огромный (и пока еще дарящий людям жизнь) мир складывается из мелочей.

Планете нужны созидатели, деятели, нужны люди с высоким уровнем исполнительности и ответственности. О какой ответственности может идти речь, если почти с младенческих лет мы приучаемся к потреблению? К тому, что нужно успеть взять как можно больше, а взамен дать как можно меньше.

Сложно переоценить значимость экологического воспитания в вопросе воспитания настоящего человека: с природой мы сталкиваемся в самом раннем детстве, именно она (а также отношение к ней) – первый учитель, первые составляющие нашего характера и личности.

Все мы пассажиры одного корабля по имени Земля, значит, пересесть из него просто некуда

Антуан де Сент-Экзюпери

Это высказывание из сборника очерков «Планета людей» раскрывает следующую причину важности экологического воспитания: мы – неотъемлемая часть Земли. То, что происходит с экологией планеты, происходит и с нами, ее жителями. И если мы хотим сохранить жизнь (свою, страны, планеты), нужно воспитывать в себе стремление беречь экологию.

К слову, семейные разговоры и заботы перенимают дети (а значит, перенимают и систему ценностей, в которых экологическая культура заперта на последней ступени). Дети – есть будущее. Получается, что забывая об экологическом воспитании в настоящем, мы способствуем его забвению в будущем.

«Человечество погибнет не от атомной бомбы или бесконечных войн, эпидемий. Оно похоронит себя под горами своих собственных отходов и мусор. Страшное пророчество. И только от нас зависит, исполнятся эти слова или нет.

На практике экологическое воспитание в России осуществляется с переменным успехом. Пристальное внимание ему уделяют в детских садах, а вот в школах (особенно в находящихся не в центральном регионе) не так скрупулезно следят за экологической культурой воспитанников. Причем воспитанниками могу быть не только дети но и взрослые…

Выпускница старшей школы во Владимирской области Таисия Анохина рассказывает: «В старших классах мы участвовали в научно-практических конференциях, посвященных экологии. Но дальше докладов и слов дело не заходило. У младших – первоклассников брата с сестрой – об экологии я встречала пару заданий в учебнике "Окружающий мир", и все. Дети редко задумываются о природе, например, черного дыма с заводских труб. Есть он, и пусть. Экологическому воспитанию, на мой взгляд, должны уделять внимание родители. Ребенок все берет из семьи».

Справедливости ради стоит отметить: молодое поколение мы стараемся воспитать в духе неравнодушия к судьбе природы (старания не всегда достигают цели, но они есть, и это важно). Подтверждение тому – огромное количество кружков, школ и объединений соответствующей направленности. Необходимо только желание со стороны потенциальных активистов и здесь спасибо ИСПОЛКОУ ОНФ 

О надвигающейся экологической катастрофе сказано много, а принято во внимание общественностью мало. Нас, как правило, больше заботят цены на продукты, растущие налоги, и заботят вполне справедливо, но о глобальном, о дающем нам эти продукты – природе – вспоминают в последнюю очередь.

Российское экологическое образование находится на переломной стадии: есть сдвиги в положительную сторону, но они должны становиться мощнее. Экологии все чаще нужен человек, нужна его помощь: именно поэтому к проблемам экологического воспитания привлекают особое внимание. И Создают Школы ЭкоДобровольцев.  

Человек + природа = единство. От перестановки мест слагаемых сумма не изменится.

22:04